Ривожланиш стратегияси
Стратегия развития
АО «СУРХАНДАРЬИНСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ»до 2018 года и на перспективу до 2021 года
Основные сообщения
АО «Сурхандарьинсое ПТЭС», как и все другие инфраструктурные отрасли страны, должен выполнить миссию не только по созданию стоимости, но и по предоставлению качественного и надёжного сервиса потребителям при сохранении приемлемого для них тарифа.
Для выполнения этой миссии необходимы постоянные инвестиции в замену и повышение эффективности мощностей комплекса и снижение операционных затрат, которые в условиях стабильной экономики должны производиться за счёт ежегодно собираемой тарифной базы.
Однако в АО «Сурхандарьинсое ПТЭС» в течение последних двадцати лет эти инвестиции не выполнялись в необходимом объёме. Это привело к значительному физическому и технологическому устареванию оборудования: более 50% сети выработало свой нормативный срок, 7% сети выработало два нормативных срока, а общий износ достиг 60%. В результате, состояние электрораспределительных активов значительно хуже.
Для оценки результатов работы распределительного сетей и правильной расстановки приоритетов инвестиционной программы важно знать не только состояние активов, но и эффект на конечного пользователя. Это заставило ещё раз задуматься о необходимости инвестиций в замену отслуживших свой срок сетей и, как следствие, значительного улучшения их работы.
Существует лишь несколько источников средств для инвестиций в отрасль. В последние три года наращивание инвестиционных программ происходило, главным образом, за счёт роста тарифов. Это ставит под вопрос возможность его дальнейшего увеличения без видимых улучшений в уровне сервиса по электроснабжению потребителей.
Реализация этого потенциала требует не только мероприятий на уровне АО «Сурхандарьинское ПТЭС» но и пересмотра нормативной и методической базы отрасли в плотном взаимодействии с органами власти
В настоящее время энергоснабжащие предприятие, входящие в состав АО «Сурхандарьинское ПТЭС», работают только в регулируемой сфере распределения электроэнергии. Вместе с тем целесообразно расширение деятельности АО «Сурхандарьинское ПТЭС» за эти пределы. Это позволит получить ряд преимуществ - дополнительную выручку для финансирования инвестиций в сети, рост эффективности внутренних процессов, улучшение качества исполнения работ и приобретение нового опыта в управлении. Возможные области расширения включают выход в смежные области в цепочке стоимости по передаче электроэнергии.
ОАО «АО «Сурхандарьинское ПТЭС» должен также взять на себя ответственность за формирование диалога с обществом, потребителями и инвесторами. Для этого АО «Сурхандарьинское ПТЭС» должен, в первую очередь, повысить уровень доверия к своей деятельности со стороны общества и инвесторов путём открытого обсуждения своей миссии и приоритетов на основе политики информационной открытости. Неотъемлемой частью этой работы должно стать открытое обсуждение инвестиционных программ и связанных с ними целевыми значениями по качеству и надёжности электроснабжения и создание системы совместной ответственности АО «Сурхандарьинское ПТЭС» и регулирующих органов за их достижение в рамках принимаемых тарифных решений.
Миссия АО «Сурхандарьинкое ПТЭС»
Роль и миссия АО АО «Сурхандарьинское ПТЭС» связаны с ожиданиями от него основных участников рынка:
- Для инвестиционного сообщества АО «Сурхандарьинское ПТЭС»- эффективный инструмент вложения инвестиций, обеспечивающий их возвратность, надежность, доходность и ликвидность;
- Для потребителей АО «Сурхандарьинское ПТЭС»является компанией, нацеленной на качественное оказание услуг - качественное, надежное электроснабжение и своевременное и прозрачное технологическое присоединение к электрическим сетям по доступной цене;
- Для АО «Сурхандарьинское ПТЭС»- это надежный партнер, обеспечивающий согласованное развитие электросетевого комплекса страны, реализующий единую техническую политику;
- Для регионов и органов местного самоуправления АО «Сурхандарьинское ПТЭС» обеспечивает потребности экономики в передающих мощностях, является надежным партнером органов исполнительной власти в планировании и реализации региональных программ территориального развития, добросовестным налогоплательщиком и работодателем;
- Для персонала АО «Сурхандарьинское ПТЭС»- эффективно организованная предприятие, имеющая прозрачную и понятную систему корпоративного управления, предоставляющая возможности для максимального раскрытия потенциала человеческих ресурсов.
АО «Сурхандарьинское ПТЭС» должен выполнить общеотраслевые задачи в рамках подконтрольных ему предприятий, а также задать для всех компаний отрасли будущие стандарты работы и обеспечить разработку и продвижение оптимальных механизмов регулирования отрасли.
Таким образом, миссия АО «Сурхандарьинское ПТЭС»формулируется следующим образом:
надежное и качественное снабжение электрической энергией растущих потребностей экономики и социального сектора при приемлемой для потребителей плате за предоставляемые услуги.
ЦЕЛИ «АО «СУРХАНДАРЬИНСКОЕ ПТЭС»
Исходя из миссии компании и её текущего состояния среднесрочные цели АО «Сурхандарьинское ПТЭС» могут быть сформулированы следующим образом:
1 Повышение уровня качества и надёжности электроснабжения для конечных потребителей. Создание системы измерения и контроля качества и надежности; переход на экономические стимулы регулирования в соответствии с параметрами качества и надежности снабжения потребителей электроэнергией.
2 Сохранение тарифных источников инвестиций в обновление и развитие сети. Разработка и продвижение предложений по стабилизации тарифа, неплатежей потребителей электр энергии без потери тарифной выручки.
3 Повышение операционной и инвестиционной эффективности. Повышение эффективности операционных и инвестиционных затрат через повышение производительности труда, приоритезацию и снижение удельной стоимости выполняемых работ, а также применение более экономичных технических решений, снижение потерь.
4 Рост предприятия, сопровождающийся созданием дополнительной стоимости как в электроэнергетике, так и на новых рынках. Развитие новых направлений бизнеса, включая выход в смежные звенья цепочки создания добавленной стоимости, экспорт основных компетенций, географическое расширение в области основного бизнеса и выход в смежные сетевые области ведения бизнеса
5 Улучшение взаимодействия с потребителями, обществом и инвесторами. Проведение политики информационной открытости, обеспечение качественного диалога с регулирующими органами и обществом по нахождению баланса между уровнем тарифов и производственными показателями, продвижение и проведение целенаправленной политики по созданию позитивного восприятияАО «Сурхандарьинское ПТЭС».
Механизмами реализации вышеуказанных целей являются:
- Для повышения уровня качества и надёжности электроснабжения для конечных потребителей:
- Создание системы достоверного измерения качества и надежности электроснабжения на основе международных стандартов и её использование при формировании инвестиционных и ремонтных программ;
- Повышение ответственности за достижение целевых значений по качеству и надёжности для технического, финансово-экономического и инвестиционного блоков АО «Сурхандарьинское ПТЭС», а также (в рамках системы регулирования) для всех сетевых организаций.
- Для сохранения тарифных источников инвестиций в обновление и развитие сети:
2.1 Решение проблемы неплатежей потребителей электр энергии и организаций за счёт усиления ответственности их собственников, упорядочения системы договоров с ними, ликвидации недобросовестных потребителей электр энергии.
- Для повышения операционной и инвестиционной эффективности:
- Снижение затрат на ремонты, эксплуатацию, диспетчеризацию и вспомогательные функции в расчёте на одного потребителя благодаря внедрению программы управления активами, более эффективной приоритезации выполняемых работ и повышению производительности труда;
- Внедрение достоверного учёта объёма и стоимости коммерческих и технических потерь электроэнергии и реализацию программ по их снижению;
- Достижение высокой загрузки вводимых мощностей благодаря более качественному планированию спроса, пересмотру критериев закрытия центров питания, введению поэтапного строительства, а также усилению ответственности различных служб АО «Сурхандарьинское ПТЭС».Повышение ответственности региональных властей и инвесторов за загрузку строящихсядля них мощностей, в том числе за счёт перехода на двуставочный тариф и принцип «бери илиплати» для новых присоединений;
- Повышение результативности инвестиций в существующую сеть благодаря эффективному ранжированию и отбору проектов, отслеживанию достигаемых результатов;
- Снижение удельной стоимости строительства за счёт внедрения типовых решений, повышения прозрачности удельных затрат;
- Повышение качества реализации проектов в результате внедрения принципов проектного управления;
- Развитие персонала, включая обучение и обмен знаниями, повышение нацеленности на выполнение ключевых показателей эффективности и профессиональный рост, эффективную оценку и продвижение лучших и отсев более слабых сотрудников.
- Для роста компании, сопровождающегося созданием дополнительной стоимости как в электроэнергетике, так и на новых рынках:
- Создание постоянно действующего бизнес-процесса по разработке и отбору проектов в основных направлениях роста: выход в смежные с основной деятельностью области ведения бизнеса, экспорт основных компетенций,
- Разработку и реализацию программы роста на 2017 - 2021 годы.
- Для улучшения взаимодействия с потребителями, обществом и инвесторами:
- Повышение прозрачности деятельности АО «Сурхандарьинское ПТЭС» и за счётинформационной открытости, а также внедрения принципа ведения переговоров с регулирующими органами «тариф взамен на качество и надёжность»;
Этапы реализации Стратегии и система ключевых показателей эффективности
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Реализация программы развития АО «Сурхандарьинское ПТЭС» будет происходить в три этапа.
Первый этап (2017-2018 годы): совершенствование отраслевого регулирования и законодательства, настройка внутренних процессов и реализация основного потенциала улучшений в операционной и инвестиционной деятельности.
В рамках первого этапа программы АО «Сурхандарьинское ПТЭС» сосредоточится на решении трех задач.
Во-первых, предстоит доработка отраслевого регулирования и законодательства. будет проведена основная работа по изменению устаревших норм отраслевого законодательства.
Во-вторых, АО «Сурхандарьинское ПТЭС» предстоит настроить важные для дальнейшего развития внутренние процессы. К их числу относятся внедрение систем и методик достоверного отслеживания основных показателей операционной деятельности на уровне электроснабжающих предприятий, АО «Сурхандарьинское ПТЭС» внедрение регулярного сравнительного анализа подразделений АО «Сурхандарьинское ПТЭС» по основным параметрам деятельности (бенчмаркинг), установление системы КПЭ и целевых показателей на всех уровнях, а также уточнение организационных решений и функционала подразделений АО «Сурхандарьинское ПТЭС» в соответствии с обозначенными в программе задачами. Также с учетом задач по повышению эффективности должна быть определена и описана система основных бизнес-процессов с соответствующей корректировкой организационной структуры.
В-третьих, АО «Сурхандарьинское ПТЭС» необходимо немедленно приступить к реализации мероприятий программы по повышению операционной и инвестиционной эффективности, а также по сокращению потерь. (2018 год) реализовать половину обнаруженного в ходе диагностики потенциала улучшений. Важным элементом улучшений на первом этапе станет оптимизация и начало выполнения программы реновации АО «Сурхандарьинское ПТЭС».
Второй этап (2018 - 2019 годы): работа в режиме постоянных улучшений, завершение формирования портфеля активов, реновация и выход на новые рынки.
На втором этапе одной из основных задач АО «Сурхандарьинское ПТЭС» станет постоянное совершенствование операционной и инвестиционной деятельности в рамках налаженного процесса улучшений. Вторая задача этапа связана с завершением формирования портфеля основных активов АО «Сурхандарьинское ПТЭС». Третьим приоритетом станет проведение экономически эффективной реновации. Важно изучить и использовать опыт других компаний, добившихся повышения качества и надежности электроснабжения при одновременном сокращении инвестиционных затрат и операционных расходов. Еще одной стратегической задачей станет получение значимой нетарифной выручки благодаря выходу на новые рынки.
Третий этап (2020 - 2021 годы): завершение реновации, окончание переходного этапа формирования структуры отрасли, выход на прибыльность в новых бизнесах.
Третий этап программы охарактеризуется тремя задачами. Во-первых, «АО «Сурхандарьинское ПТЭС» необходимо завершить программу реновации и обеспечить стабильно надежное функционирование сети. Во-вторых, предстоит активное участие в процессе реструктуризации отрасли. В-третьих, необходимо достичь прибыльности в новых видах бизнеса.
СИСТЕМА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Для отслеживания прогресса и выработки корректирующих мероприятий необходимо внедрить систему КПЭ для руководства «АО «Сурхандарьинское ПТЭС», направленную на достижение целей стратегии.
Эффективность регулируемого бизнеса оценивается по пяти направлениям:
- Качество и надежность: применяются показатели достоверности сведений об отключениях, используются показатели безопасности (общее количество несчастных случаев и отдельно - количество неучтенных несчастных случаев) и показатели качества обслуживания клиентов (доля несвоевременных подключений, наличие колл-центров, время ожидания ответа в колл-центре);
- Сохранение тарифных источников инвестиций: используются такие показатели, как доля рынка (по полезному отпуску), достижение приемлемого для потребителя тарифа, объем дебиторской задолженности;
- Инвестиционная эффективность: применяются показатели стоимости инвестированного капитала, загрузки новых подстанций в течение четырех лет после запуска, удельные затраты на строительство линий и подстанций, удельные затраты в существующие мощности в расчете на одного потребителя;
- Снижение потерь: величина потерь (в процентах от отпуска в сеть), доля потребления, отслеживаемого по приборам учета, и стоимость потерь;
- Операционная эффективность оценивается с помощью удельных затрат на одного потребителя;
Рост компании оценивается с помощью доли выручки от новых услуг и новых рынков - в период выхода компании на новые рынки (2017-2021 гг.) - и с помощью доли прибыли от новых услуг и новых г рынков - начиная с 2017 года.
Улучшение взаимодействия с потребителями, инвесторами и обществом оценивается по полноте раскрываемой в интернете информации, а также узнаваемости и доле потребителей, воспринимающих АО «Сурхандарьинское ПТЭС» положительно.
Целевая модель управления «АО «Сурхандарьинское ПТЭС»
- Одним из ключевых факторов успеха в реализации стратегических целей АО «Сурхандарьинское ПТЭС» является построение его оптимальной модели корпоративного управления. При этом следует иметь в виду опыт мировых компаний. Однако в мировой практике существуют различные подходы к этому вопросу.
В целом выбор той или иной модели корпоративного управления определяется стратегическими целями каждой конкретной компании. В применении к АО «Сурхандарьинское ПТЭС» он должен основываться на четырех принципах:
- Ответственность корпоративного центра за выполнение миссии и стратегических задач предприятия, в частности за достижение высокой операционной и инвестиционной эффективности;
- Соответствие ожиданиям заинтересованных сторон от АО «Сурхандарьинское ПТЭС» как лидера развития отрасли в области;
- Необходимость сохранения гибкости управления до успешного завершения процесса формирования целевой структуры отрасли
- Экономическая целесообразность: централизация тех или иных функций должна приносить дополнительную стоимость предприятию.
Эффект от реализации стратегии на ключевые показатели деятельности
При реализации программы действий стратегии будет достигнуто улучшение всех ключевых показателей деятельности к 2016 г.:
- Сокращение операционных издержек на потребителя на 40% по сравнению с уровнем 2016 г. (либо существенное улучшение надежности до 60 минут отключений в год на потребителя при тех же расходах);
- Снижение уровня потерь электроэнергии до 7,5%;
- Снижение стоимости пятилетней инвестиционной программы 2017-21 гг.;
- Средний темп роста тарифов в 2017-21 гг. на уровне 8-15% в год в зависимости от применяемого сглаживания и объёма привлекаемых заимствований.
Таким образом, при реализации программы стратегии миссия по обеспечению надежного и качественного электроснабжения потребителей при приемлемом для них тарифе будет выполнена.
Программа развития и модернизации низковольтных электрических сетей в Сурхондарьинской области на 2017-2021 годы |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование регионов |
Ед. изм. |
2017-2021 гг. |
В том числе: |
||||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|||||||||
собст средства |
кредиты МФЙ |
собст. средства |
кредиты МФЙ |
собст. средства |
кредиты МФЙ |
собст. средства |
кредиты МФЙ |
собст. средства |
кредиты МФЙ |
||||
Всего по области |
млн. долл. |
26,62 |
3,99 |
3,99 |
5,32 |
6,66 |
6,66 |
||||||
3,99 |
22,63 |
0,60 |
3,394 |
0,60 |
3,39 |
0,80 |
4,53 |
1,00 |
5,66 |
1,00 |
5,66 |
||
электрические сети 0,4-6-10 кВ |
Км |
1045,0 |
207,9 |
215,7 |
217,6 |
209,9 |
193,9 |
||||||
ТП 6-10/0,4 кВ |
Шт |
276 |
52 |
57 |
50 |
62 |
55 |
||||||
1. Реконструкция имодернизация |
|||||||||||||
электрические сети 0,4-6-10 кВ |
Км |
878,00 |
179,1 |
180,1 |
180,2 |
177,1 |
161,5 |
||||||
млн. долл. |
18,87 |
3,87 |
3,89 |
3,90 |
3,83 |
3,37 |
|||||||
ТП 6-10/0,4 кВ |
Шт |
166 |
31,00 |
35,00 |
32,00 |
36,00 |
32,00 |
||||||
млн. долл. |
2,5 |
0,47 |
0,53 |
0,48 |
0,54 |
0,48 |
|||||||
электрические сети 0,4-6-10 кВ |
Км |
167,0 |
28,80 |
35,60 |
37,40 |
32,80 |
32,40 |
||||||
млн. долл. |
3,59 |
0,62 |
0,77 |
0,81 |
0,71 |
0,70 |
|||||||
ТП 6-10/0,4 кВ |
Шт |
110 |
21,00 |
22,00 |
18,00 |
26,00 |
23,00 |
||||||
млн. долл. |
1,66 |
0,32 |
0,33 |
0,28 |
0,39 |
0,35 |